«Город сей учинился из лучших в Европе»
ВЫСТАВКА-ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Уважаемые жители
и гости Твери!

Приглашаем Вас посетить выставку «Город сей учинился из лучших в Европе», приуроченную одному из самых важных событий истории Твери —

260-летию первого генерального плана города. Она подготовлена кафедрой Социально-культурного сервиса Тверского государственного университета, Тверской областной универсальной научной библиотекой им. А.М. Горького и Тверской областной картинной галереей.

Открытие выставки
«Город сей учинился из лучших в Европе»
15 февраля 2023 г.
Личность Екатерины II
Екатерина II вошла в историю как великая просветительница на царском престоле. Благодаря своей умелой тактике при дворе, а также с помощью моральных и деловых качеств она добилась нужной внутриполитической свободы действий.
Екатерина II упивалась идеями Просвещения.

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Были расширены границы государства, создан боеспособный флот, укреплена экономика. Благодаря Екатерине было образовано 50 губерний, разделенных на уезды, что упорядочило процесс управления и контроля.
Она отменила смертную казнь и делала все для обеспечения повышения уровня жизни граждан - способствовала развитию медицины, науки, различных искусств и популяризации общественного образования. Одной из таких великих дел, сотворенной Екатериной, стала градостроительная реформа, поводом которой стал тверской пожар 1763 года.
12 мая 1763 года вспыхнул пожар, уничтоживший всю деревянную Тверь. Опустошивший город пожар повлёк за собой коренные изменения в его планировке. Новая застройка стала государственным делом и явилась первым крупным деянием недавно взошедшей на престол Екатерины II.
Меры по застройке Твери были приняты самые экстренные.
Екатерина II стала инициатором застройки Твери по регулярному плану, а также выделила на это средства и отправила команду архитекторов под руководством Петра Никитина в наш город.
Получив уникальную возможность создать город практически с нуля, талантливый зодчий уже через месяц предложил комиссии свое архитектурное решение.
Главную идею реконструкции города изложил И. И. Бецкой, курировавший строительство: «строящаяся Тверь не только не должна уступать прочим городам в расположении и красивости, но впредь для перестройки других образцом быть должна».
Таким образом, Тверь обязана Екатерине Великой, которая, можно сказать, сформировала нынешний внешний облик этого города.
«Тверь — городок, Петербурга уголок»
Эта поговорка берет свое начало именно в тот период, когда Екатерина II всячески содействует превращению средневековой Твери в каменный город в европейском стиле. Тогда же Тверь и стала «самым хорошеньким городом империи после Петербурга», часто именуемым как «любимая игрушечка» самой императрицей.
Почему Тверь называли "уголком Петербурга"?
Очевидно, из-за сходства в планировке
Трехлучие в Твери
Невский трезубец в Санкт-Петербурге
Тверь - образцовый город XVIII века

Толчком к проведению градостроительной реформы Екатерины Великой стал тверской пожар 1763 года. Для того, чтобы восстановить город после пожара, по приказу Екатерины была создана Контора строения погоревшего города Твери.

Тогда Тверь стала первым русским городом с лучевой планировкой, выстроенной по принципу "регуляторства", после чего тверские типовые проекты стали расходиться по всей стране, а реформа коснулась
и остальных городов Российской империи.

План Твери начала XIX века. Из фондов ВИЭМ.

Весть о тверском пожаре застала императрицу в Москве, где она со своей свитой находилась после коронации, и уже через четыре дня после печального известия Екатерина выделила весьма внушительные суммы на застройку города.
Команда зодчих архитекторов, прибывшая из Москвы в Тверь по указу самой императрицы, разработала план застройки нового города.
Согласно этому плану, каменные и деревянные здания должны были образовать прямолинейные улицы и четкие формы площадей. Такой принцип застройки получил название "регулярный".

Петр Романович Никитин, руководивший проектированием новой застройки, предложил использовать в Твери в качестве основы градостроительной сетки трехлучие улиц, по примеру планировки Петербурга. Это предложение несомненно получило одобрение, и в середине 1760-х годов началось строительство зданий на центральных улицах и набережной.
Получав ссуды, застройка выгоревшего города прошла довольно быстро. Коренные изменения, случившиеся с городом после событий 1763 года, стали видны уже в конце столетия.
КОМАНДА АРХИТЕКТОРОВ
Опустошивший город пожар повлёк за собой коренные изменения в его планировке. Тверь четвёртой в мире после Рима, Версаля и Петербурга была отстроена по регулярному плану с трёхлучевой планировкой центра. Новая застройка стала поистине государственным делом и помимо всего прочего явилась первым крупным деянием недавно взошедшей на престол Екатерины II. Для составления нового плана застройки
в Тверь был откомандирован архитектор П. Р. Никитин, оперативно прибывший в город.
Пётр Романович Никитин (1720-1784) принадлежал к слою русской интеллигенции, которая с начала XVIII столетия ознаменовала зарождение профессионализма. Детство юного Петра Никитина проходило в среде художников и архитекторов, а уединение и досуг способствовали проникновению в секреты живописи и рисования. С юношества он изучал основы архитектурной науки, геометрии и землемерения, постигал законы пропорционального соотношения частей зданий и впервые познавал шедевры мировой архитектуры.
В 1763 году, после пожара, полностью истребившего Тверь, Никитин возглавил группу архитекторов, посланных для создания нового, регулярного, плана города. Среди его соратников были архитекторы М. Казаков, В. Обухов и А. Квасов.
Тогда Никитин еще не знал, что находится в самом начале главного дела своей жизни.
Уже 10 июня (меньше, чем через месяц после пожара) чертежи Никитина рассматривал Сенат. Новизна дела побудила сенаторов привлечь к делу Ивана Ивановича Бецкого, который не только объединял управление всеми основными архитектурно-строительными организациями империи, но и пользовался доверием Екатерины II как ее личный консультант по гуманитарным вопросам. Бецкой оперативно набросал для императрицы ту самую докладную записку, которая, получив в историографии название «Мнение Бецкого», теперь цитируется в любом издании, посвященном екатерининскому градостроительству.

Изображенный на картине мужчина в возрасте 45-50 лет внимательно и умно смотрит в глаза зрителей. Губы его сомкнуты в тонкой усмешке. Высокое мастерство художника передает индивидуальные черты персонажа, освещение лица, яркий колорит богатой одежды.

Изображенный персонаж принадлежит к дворянско-чиновничьей верхушке России второй половины XVIII века. Об этом говорят бархатный кафтан, обшитый мехом, кружевное жабо и белый парик «о двух буклях», который являлся неотъемлемым аксессуаром парадных и официальных портретов того времени.
Предполагаемый портрет и автограф П. Р. Никитина из книги А.С. Днепровского-Орбелиани
"Зодчество Калужского края с древности до наших дней"
«Мнение», несомненно, было выдающимся документом, в котором содержались принципиально важные положения об идеологии строительства и его практической организации. Самое же главное в этой записке, которая, получив высочайшую резолюцию «Быть по сему», обрела значение законодательного акта, состояло в том, что тверскому строительству присваивался уникальный статус.

Действовать в этом городе отныне предлагалось так, «дабы оный не только прочим в расположении красивости не уступал, пользу и безопасность жителям приносил, но впредь для перестройки других городов образцом быть мог».

22 июля 1763 года Екатерина утвердила первый вариант плана Никитина. Теперь, согласно «Мнению», следовало создать организацию для восстановительных работ и подобрать ей руководителей.
Портрет И. И. Бецкого
В русле этой рекомендации Сенат постановил «послать сюда знатную особу, придав архитекторов, почему и прислан был его сиятельство господин генерал-аншеф граф Вилим Вилимович Фермор и при нем архитектор Петр Никитин с помощниками, которые надлежащее к строению каменному и деревянному распоряжение учинили».

Фермор, бывший директор Канцелярии строений и хороший военный инженер, был не просто влиятельным сановником,
но и понимал, что от него требуется на посту начальника большого строительства.

В то же время проектировщиком следовало сделать зодчего сравнительно молодого, знакомого с новыми тенденциями европейской архитектуры и градостроительной теории. Таков был Никитин, которому тем самым давался карт-бланш на реализацию собственных проектных предложений.
Портрет В. В. Фермора
Так возникла Контора строения погоревшего города Твери - интеллектуальный штаб не только тверского, но вскоре, и всероссийского «регулярства».

При Конторе проходили практическое обучение многочисленные архитекторские ученики, познававшие ремесло зодчества. А занимались они перечерчиванием планов, составлением смет, землемерной разбивкой участков, высаживанием березок и вообще любыми мелочами, которых требовала стройка. Таким воспитанником Никитина стал знаменитый Матвей Казаков.

Достоинством погоревшей Твери в глазах организаторов было то, что вводить здесь «регулярство» пришлось фактически на пустом месте.
В обеих столицах творческий поиск ограничивался развитостью застройки.

В Твери, напротив, деревянный центр города был уничтожен пожаром,
а учитывать приходилось только церковные участки, на большинстве
из которых к этому времени появились каменные храмы, и крепостные валы, защищенные личным распоряжением Екатерины.
Портрет М. Казакова
Реконструкция Твери послужила образцом
для других русских городов
  • Ярославль

    Регулярный план Ярославля, 1778 г.

  • Кострома

    Регулярный план Костромы, 1784 г.

  • Калуга

    Регулярный план Калуги,

    1778 г.

  • Тула

    Регулярный план Тулы,

    1779 г.

Не исключением стала и Кострома. Ее веерная планировка повлекла за собой рождение известной легенды о том, что во время Волжского путешествия императрица якобы бросила свой веер на карту и приказала «Быть по сему!»
"Вожский вояж" — знаменитое путешествие Екатерины II по реке Волге, длившееся с 2 (13) мая по 5 (16) июня 1767 года. Подготовка к нему была основательная, в Твери была выстроена целая флотилия: десять парусных и гребных судов, флагманом которых стало уникальное творение российских мастеров кораблестроения — галера «Тверь».

14 мая флотилия остановилась в Костроме. Костромичи принимали императрицу так охотно
и радушно, что Екатерина II решила отблагодарить город, подарив им герб.

Герольдия, которой было поручено сделать городу
и уезду костромской герб, решила увековечить на нем историю его создания, и отобразить главный символ волжского путешествия. Так на гербе Костромы появилась галера «Тверь».
МАКЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ТВЕРИ
с указанием объектов, воздвигнутых и перестроенных Екатериной II после пожара 1763 г.
О Тверь! ты до красот таких бы не достигла
И в маловажности еще бы ты была,
Когда б тебя рука монарха не воздвигла
И из ничтожности твоей не извлекла.
Надпись к городу Твери // Тверския семинарии школьные упражнения.
E. Г. Милюгина, М. В. Строганов. Тверская земля в записках путешественников XVI-XX веков.
Триумфальная арка
Парадными воротами Твери для путешественников, вступавших в нее сухопутным путем из Москвы, со времен Екатерины II стала Почтовая площадь.
В центре площади на деньги купцов и мещан
в 1787 г. была установлена Триумфальная арка в честь приезда Екатерины II.
Ворота были построены из дерева, выкрашены под мрамор и украшены колоннами,
на которых величественно укоренились российский и тверской гербы. Над воротами
с обеих сторон были помещены четыре фигуры в виде Славы с трубами.
Памятник Екатерине II
В 1777 г. в центре Твери (ныне - площадь Ленина) на месте фонтана установили первый в городе памятник Екатерине II, представлявший из себя столб из серого мрамора, увенчанный шаром.
В 1811 г. памятник разобрали из-за ветхости,
а планировавшееся восстановление,
к сожалению, не было осуществлено.
Сей обелиск собор дворянства поставляет,
Сим с благодарностью любовь свою являет.
Приемлет Божество своя же от своих,
Екатерина! Се твое же от твоих!
Надпись к монументу, сооружаемому в Твери // Тверския семинарии школьные упражнения.
E. Г. Милюгина, М. В. Строганов. Тверская земля в записках путешественников XVI-XX веков.
Сплошная фасада на набережной
В административном центре тверичанам предложили строить дома вплотную друг
к другу, то есть по принципу «единой фасады», как в северной столице.
Однако, эта инициатива наткнулась
на активное сопротивление тверского купечества, не желавшего жить «бок о бок». Поэтому этой принцип был реализован только на центральной улице и набережной.
Путевой императорский дворец
Он был построен в 1764-1766 гг. по указу императрицы Екатерины II. Дворец выполнен в стиле классицизм с элементами барокко
по проекту П. Р. Никитина и М. Ф. Казакова.
В первую очередь, он предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, за это и получил своё название Путевого императорского дворца.
Как двух Екатерин всяк век не позабудет,
Так сей священный храм стояти вечно будет:
Лиющаясь чрез них Небесна Благодать
Во веки сотворит безвредно Тверь стоять.
Надпись к городовому теплому собору // Тверския семинарии школьные упражнения.
E. Г. Милюгина, М. В. Строганов. Тверская земля в записках путешественников XVI-XX веков.
ТЕАТР СИЛУЭТОВ
Отдельная часть экспозиции под названием «Театр силуэтов» посвящена особенностям национального костюма Екатерининской эпохи.

На стенде Вы можете прочитать стихотворение о том, как императрица совершала свой "Волжский вояж". Центральное внимание уделяется посещению Екатериной нашего города
и началу ее градостроительной реформы.

Уникальность этого стенда заключается в том, что стихотворение
о деятельности Екатерины в Твери, обрамляющее силуэты подданных императрицы, было написано преподавателем кафедры социально-культурного сервиса Е.А. Макаровой.
гастрономия

О роскоши приемов и любимых блюдах Екатерины Великой существует много записей и легенд.

Данная экспозиция, дает возможность увидеть, как был сервирован стол при царице и какие элементы присутствовали на приемах, а также, узнать из чего состоял завтрак Екатерины Великой.

Сервировка дворянского стола зависела от уровня достатка хозяев дома. Украшать стол фарфоровой посудой в России стали гораздо позже, чем в Европе. Популярной в то время была сервировка с использованием серебра. Так, в 1774 году граф Орлов получил от императрицы Екатерины II невероятный подарок – столовый сервиз из чистого серебра, весом около 2 тонн!
Воспоминания современников Екатерины II: «Вседневный обед государыни не более часа продолжался. В пище она была крайне воздержана. Никогда не завтракала и за обедом не более как о трёх или четырёх блюд умеренно кушала; из вин же одну рюмку рейнвейну или венгерского вина пила; и никогда не ужинала».
Несмотря на изыски дворянских обедов в европейском стиле, больше всего Екатерина любила простую русскую еду. Ни одно застолье не обходилось без квашенной капусты, солёных огурцов и разварной говядины, нашпигованной салом и маринованной 2-3 дня. После чего эту говядину томили в духовке в собственном соку и подавали вместе с вареной картошкой.
Новинкой того времени является и подача закусок, которые теперь выступают в качестве самостоятельного блюда. На столе появляются немецкие бутерброды, голландские и французские сыры, салаты с русской икрой и т. д. Все эти изыски теперь составляют полноценный прием пищи (например, завтрак).
Завтрак императрицы
Свой день императрица обычно начинала спозаранку – в шесть утра. Закончив утренний туалет, в ночном капоте и сорочке она шла в кабинет, где собственноручно растапливала печку. В кабинет ей подавали кофе с густыми сливками, сахаром, бисквитами
и миндальными гренками.
  • Миндальные гренки

    Миндаль перемалывался в мелкую крошку, смешивался со сливочным маслом, сахаром и яичным желтком. Полученная смесь намазывалась на хлеб и накрывалась вторым ломтиком сверху. Затем гренки со всех сторон обмакивали во взбитое яйцо с молоком и обжаривали на сливочном масле до румяной корочки. Готовые гренки подавались вместе с кофе.
  • Крепкий кофе

    Императрица очень любила крепкий «кофий», или, как его называли на Руси, «горькое пойло». Стоимость этого напитка в годы правления Екатерины была очень высокой, однако отказать себе в этом удовольствии императрица не могла.
    В позолоченный кофейник закладывали фунт свежемолотых зерен, заливали пятью чашками воды, доводили до кипения, снимали с огня, настаивали и доводили до кипения повторно.
    После императрицы, по слухам, ее крепчайший кофе переваривали сначала лакеи, а потом еще и истопники.
  • Кислые яблоки

    Также существует мнение, что перед тем как выпить свою первую утреннюю чашку, Екатерина обязательно втирала яблочное пюре в область декольте и вообще съедала в день штук пять кислых яблок "красоты ради и пользы для".
ЗОНА КОСТЮМОВ
Аутентичность экспозиции придают реплики нарядов, максимально приближенных к образам 18 века. Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов.

Над созданием нарядов екатерининской эпохи трудилось Авторское ателье Марии Рыбаковой. Современным мастерам пришлось повозиться с историческим кроем: в итоге при пошиве костюмов в большей степени использовался ручной труд.

На протяжении почти всего XVIII столетия был широко распространен тип парадного женского платья, состоящего из сильно затянутого корсажа-корсета.


Мужские наряды, в отличие от женских платьев времён Екатерины Великой, претерпели незначительные изменения – стали изящнее и легче. Простота фасона, тем временем, с лихвой компенсировалась блеском драгоценностей.

Тут «приложили руку» фавориты императрицы, склонные к расточительству

и помпезной демонстрации украшений и орденов.

Познакомьтесь с другими мероприятиями
о деятельности Екатерины II в Твери
Городской фестиваль "Екатерининская миля: ожившие полотна"
Первый музейно-городской костюмированный праздник Тверской областной картинной галереи при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина
Подробнее
Квест-экскурсия "Любимая игрушка Екатерины Великой"
Одно из мероприятий праздника "Екатерининская миля" - студенческий квест «Любимая игрушка Екатерины Великой», подготовленный кафедрой социально-культурного сервиса ТвГУ.
Подробнее
Выставки в СТИЦе
Выставки, подготовленные кафедрой социально-культурного сервиса совместно с Тверской областной картинной галереей, о результатах мероприятий проекта «Екатерининская миля»
Подробнее
ОТЗЫВЫ О ВЫСТАВКЕ
Совместные проекты
ВЫСТАВКА-ИНСТАЛЛЯЦИЯ

Совместный проект

Тверской областной картинной галереи,

Тверского государственного университета,

Кафедры социально-культурного сервиса,

Тверской областной универсальной библиотеки

им. А. М. Горького и Изостудии "Зебра"


при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках проекта «Екатерининская миля: точка сборки новой городской идентичности Твери»

При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website